Уважаемые гости нашего портала!

 

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о среднеазиатской школе живописи. Несколько поколений моей семьи жили в Узбекистане, поэтому тема нашей новой встречи как никогда близка мне. 

На среднеазиатскую школу живописи большое влияние оказали русские художники-передвижники. Их замечательные работы стали основой для развития восточной школы портретов и пейзажей.

Не принадлежавший организационно к передвижникам, Верещагин объективно пафосом своей деятельности был близок целям и задачам Товарищества.

Свои персональные выставки он устраивал во всех странах света, проводя идею передвижных выставок, так оказать, во всемирном масштабе.

С первых самостоятельных произведений одной из ведущих тем Верещагина становится Восток, его быт и нравы. После поездки на Кавказ, с началом военных действий в Средней Азии, художник отправляется в Туркестанский край. По следам вынесенных отсюда впечатлений он создает свой первый крупный цикл картин. Собственно батальные сцены окружены здесь целой серией картин и этюдов бытового характера. 

C работами современных мастеров можно ознакомиться посетив Галерею изобразительного искусства - самый современный выставочный зал Ташкента, Музей искусств, богатейшей экспозиции которого положила начало коллекция картин европейской живописи Великого князя Николая Константиновича Романова и многих других арт-галереях и музеях Узбекистана.

Как живописец Верещагин часто проявляет склонность к этнографической описательности, будучи увлечен специфическими особенностями быта, нравов, архитектуры, костюмов восточных народов. В картине "Торжествуют" (1871 - 1872) пестрая красочность зрелища восточной толпы на площади перед мечетью

Любители живописи непременно должны посетить Музей искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе, который насчитывает свыше 90 тыс. экспонатов, включая коллекцию русского авангарда, изобразительное искусство Узбекистана, народно-прикладное искусство Каракалпакстана и искусство Древнего Хорезма. 

В основе колорита среднеазиатской школы живописи лежат традиции изобразительного искусства прежних веков. В XIV-XV веках – эпоху правления Тимуридов – во всеобщем культурном подъеме пережило свой небывалый расцвет и узбекское изобразительное искусство.

В самаркандских мавзолеях сохранились детали изумительных пейзажных росписей. Некоторые дворцы Амира Темура украшались живописными панно с портретами самого правителя, его жен, сыновей и сподвижников, с богатыми, пиршественными сценами.

В это время рождается творчество Камолиддина Бехзода – величайшего художника средневековья, непревзойденного мастера восточной миниатюры.

Взлет узбекского ИЗО приходится на начало XIX века. Искусство миниатюры достигает наивысшего расцвета, его прославляют такие имена как Ахмад Дониш (1827-1897), Абдулхалик-Махмум и другие.

Константин Никитин

Среднеазиатская школа живописи

© Дворянкины Олег и Светлана
Все права защищены
 
Яндекс.Метрика